Всем привет!
Намедни установил в свой караван недавно приобретённый китайский отопитель.
Пересмотрев множество вариантов установки решил, что буду делать по-своему, как отдельную систему а не интегрировать в существующую.
Причин делать именно так было две:
1. отопитель переносной и мне хочется иметь возможность, при необходимости, снять его с каравана и использовать где-то ещё, а потом легко вернуть его обратно в караван.
2. врезка в существующую систему отопителя трума обязательно разбалансирует её и понизит эффективность новой, а мне не хотелось портить то, что хорошо работает и понижать характеристики нового отопителя.
Теперь о трудностях и решениях.
1. выхлоп.
Поскольку отопитель ставится внутри каравана, то надо было как-то выводить наружу выхлоп. Решил выводить максимально коротким путём — через пол каравана. Для этого нужна деталь изолирующая горячую выхлопную трубу от фанерного сэндвича наполненного пенопластом.
Поиски в интернете показали, что заводские решения стоят конских денех и я решил пойти своим путём (опять).
Оделся, положил в карман штангенциркуль, воздуховод и впускной патрубок, и поехал в Леруа.
После упорных и мучительных поисков по всем отделам я нашёл… В отделе где всякие ножки — колёсики для мебели эти самые ножки (см фото).
Причём диаметры больших совпали, а маленькая была на 2 мм больше выхлопной трубы.
Немного покумекав взял всё это и отправился в отдел сантехники. Там я решал вторую проблему.
2. воздуховоды.
В комплекте с отопителем шли две алюминиевые трубки внутренним диаметром 42мм. Это при том, что у моей модели выход нагретого воздуха под четыре. Ну что тут скажешь, китайцы верно не сильны в логике. Или пожадничали.
Вообщем, поиск в интернете на предмет таких же ничего не дал, ближайшие по диаметру гибкие аналоги стоят конских денех (опять таки), и я решил, как всегда, идти своим путём.
Не зря же я всял с собой образец воздуховода…
Проходя мимо отдела электрики глянул на пластиковые трубы под проводку, у них стенка тоньше чем у сантехнических, и, как выяснилось, туба диаметром 40мм идеально вставляется в штатный гибкий воздуховод, но… Нормальных соединителей в ассортименте нет.
Есть только поворот 90 градусов и всё.
В отделе сантехники взял канализационную трубу 50мм и вставил в неё штатный воздуховод… И вуаля! Вот оно, решение.
Правда с небольшим зазором, так как внешний диаметр воздуховода 46мм, а у сантехнической тубы 50мм, но это поправимо.
Достаточно подмотать три витка матерчатой изоленты и воздуховод входит в трубу плотно и фиксируется там.
Далее, надо было ещё как-то удлинить впускной патрубок, для этого подошла такая же труба диаметром 32мм. У впускного гибкого патрубка внешний диаметр 28мм, зазор устраняется всё той же матерчатой изолентой.
На этом завершил поиски и набрав нужное количество труб 50 и 32мм, углов 50мм на 45 градусов и клипсы крепления поехал ставить всё это хозяйство.
Почему я взял больший диаметр труб? Потому, что при уменьшении диаметра возникает дополнительное сопротивление воздушному потоку. Так же и повороты. Не следует ставить повороты на 90 градусов, лучше поставить два на 45. Выходит дороже, но система не теряет эффективности.
Первым делом изготовил проход под выхлопную трубу.
Конусная ножка разбирается и от неё отрезается та часть, которая крепится саморезами к мебели. Это будет деталь закрывающая проход снизу (см. фото готового изделия). От самой большой ножки диметром 50мм я отрезал половину длины, это основная деталь.
От самой тонкой ножки я отрезал всю трубу и оставил только основание диаметром 26мм. То есть, эта деталь, приваренная сваркой к основной детали, будет удерживать выхлопную трубу на расстоянии от корпуса и не дас ему разогреться до неприличной температуры.
Фото готового изделия прилагается.
Далее я просверлил коронкой 67мм отверстие в верхнем листе фанеры, извлёк утеплитель и второе отверстие 51мм уже наружу так же коронкой.
От листа базальтового утеплителя отрезал полосу шириной примерно 60мм и длиной около полметра. Обмотал трубу и вставил. Сразу не вошло, пришлось немного отмотать лишка базальтового утеплителя.
Вставив трубу я подложил под основание асбестовый шнур толщиной 15мм. для дополнительной теплоизоляции. Ушло 1 метр такого шнура.
И притянул это саморезами. Снаружи одел кольцо и так же закрепил саморезами.
На этом всё, проход для выхлопа готов и я приступил к монтажу системы.
Дальше всё пошло как по маслу, я думаю, что по фото всё будет понятно.
Штатный воздуховод я использовал как переходник между отопителем и трубами, подматывая их матерчатой изолентой.
На это ушёл один воздуховод. А второй пригодился для перехода между санузлом и задним отсеком, там перепад по высоте и узкая ниша 70мм под сдвижную дверь, сделать переход трубой не получалось, вот и пригодился второй воздуховод.
И последний нюанс: дефлекторы через которые горячий воздух идет в салон.
Цены тоже космос и подобрать нужный диаметр или подгонять всё это…
Вообщем, взял уголок, одел раструбом на деталь которая крепится на раковину, к которой крепится сифон (не помню как называется, ну вы меня поняли).
Диаметр трубы немного великоват оказался, выручила всё та же изолента. Четыре витка и труба сидит намертво.
Пришлось немного подпилить болгаркой наружную деталь чтобы увеличить, красным отмечено где подрезал.
Фильтр впуска закрепил на клипсу под пятидесятую трубу, он идеально в неё встал.
Трубу 32мм в багажный отсек тянуть пока не стал, отложил до весны, поскольку там предстоит небольшой ремонт, а собирать-разбирать всё это не хочется. Так что фильтр временно стоит в в рундуке под диваном, рядом с отопителем.
По итогу:
Гонял обогреватель сутки на разных режимах. Ночью, когда спал, на минималке, ждём жал жару на полную мощность и гонял так 2 часа. Через 2 часа работы на полную мощность, проверил воздуховоды и места крепления труб с гибким возжуховодом. Трубы были горячие, но на ощупь они даже не потеряли своей жёсткости. Все соединения с подмоткой матерчатой изолентой держались хорошо, проход для выхлопа был чуть тёплый. Каюсь, забыл сфоткать как выглядит выхлоп снаружи, позже добавлю фото.
Развенчивать никаких мифов я не собирался, но миф о том, что сантехнические трубы плавятся при температуре 90-100 градусов остался мифом.
И, да, чуть не забыл, обязательно покупайте глушитель, иначе рёв будет на всю округу будь здоров.
А это мало кому понравится если стоять в кемпинге рядом с другими караванерами.
Обогреватель мне понравился, но есть и недостаток: маленький топливный бак. Всего 4 литра.
Заправлять сложновато, даже немного пролитой солярки воняет салоне мама не горюй как, но покумекав я решил наливать солярку из канистры сначала в бутылки 1,5 литра, а затем через воронку уже в бак.
По весне буду думать как решить и эту проблему.
По деньгам вышло раз в 10 дешевле чем если бы я покупал все приблуды в магазинах торгующих запчастями для прицепов-караванов и автодомов. Бессовестные они, устроили монополию и спекулируют.
Но это лирика…
На этом у меня всё. Может кому будет полезен мой опыт.
Почему-то добавляется только одно фото, как добавить остальные непонятно...