Для нашей семьи – путешествовать на машине — это свобода передвижений и возможность посмотреть не только большие туристические города, но и маленькие уютные деревеньки, приобщиться к красоте неизведанных мест и природных достопримечательностей. Поэтому, даже оказавшись по турпутевке где-нибудь на море, мы берем напрокат машину и путешествуем самостоятельно, знакомясь с бытом местных жителей и теми нюансами и ароматами жизни, которые не рассмотришь с территории огороженного, благоустроенного отеля.
Впервые потренировались с прокатом на Крите, затем на Майорке — оказалось не страшно и недорого (евро был, что-то около 38-40 рублей, а суточная аренда средней легковушки -- 30-35 евро). Потом мы решились отправиться на своей машине (на джипе) в путешествие по Европе. И так на ней -- 3 раза. Первые два – когда этого самого джипа-трёхлетку (с пробегом 52 тысячи км) в Германии покупали. А третий раз, когда нам предложили горящий тур по жутко смешной цене (всё включено, около 20 тысяч рублей на одного и двое детей бесплатно!!!) недельный круиз по Средиземному морю в каюте с балконом на 14-м этаже круизного огромного лайнера «Спландида». Только добираться в Италию в Геную нужно было самим. Вот мы на джипе и добрались.
Нам понравилось, но есть небольшие неудобства — поиск отеля на ночь. Обычно едем до упора, а когда начинаем засыпать и искать по навигатору отель — более-менее приличный -- получается долго — то это не так, то другое не очень. И получается не так уж дёшево — на четверых 7-8 лет назад выходило от 60 до 140 евро за ночь с завтраками. Плюс днём, когда едешь, нужно питаться в кафешках. Вот и выходит очень даже немаленькая сумма. Добавим трату времени — на заселение, выселение… Да и детям всё время находиться на заднем сиденье не совсем комфортно (на тот момент старшему сыну было 16 лет, а младшему 8).
И вот, осмелевшие от предыдущих путешествий, мы решили посмотреть Северную Европу на машине. Только встала дилемма — ехать туда на своей машине или лететь самолетом и уже там брать машину напрокат?
Основной страной посещения была запланирована самая дорогая страна Европы – Норвегия. Дорогая-то, дорогая, но в ней есть то, о чём другим странам мечтать и мечтать – фьорды.
Взяли калькулятор и начали считать – от Азова до Осло 3200 км. Это 4 дня езды туда, и 4 обратно — и то если ехать очень-очень быстро. От Осло начинается путешествие. И потом, нужно по дороге в Осло и назад, а так же во время путешествия по стране искать отели для ночевки.
Почитали на сайтах – оказалось, что в Норвегии это скажем мягко – совсем недешево. Да и времени у нас столько нет, чтобы тратить 8 дней на одну только дорогу до Осло и назад (не считая само путешествие). Сопоставили цены на бензин и билеты на самолет (выходит не намного дешевле, зато экономим очень много времени и сил). Поэтому решение ехать на своей машине отмели сразу.
Юра смотрел сайты по прокату машин, прикидывали маршруты. И в один прекрасный день он подозвал меня к ноутбуку, показал картинку и сказал, что мы возьмем напрокат — АВТОДОМ.
Даже не знаю, как ему пришла в голову такая мысль. Для меня это было что-то нереальное. Я в то время плохо себе вообще представляла, что это такое. Ну, видели в Европе как европейцы в выходные массово, на этих самых автодомах едут за город, на море. А что там у него внутри?
Юра мне всё показал, рассказал. Всё равно я не понимала, как мы на нём будем ездить — это же большущая машина, почти грузовик, да еще и в чужой стране — нужно же уметь водить такую махину.
Но муж уже загорелся идеей, и переубеждать его было бесполезно (теперь понимаю почему. А если честно -- то знала -- он всегда, если что-нибудь волшебное придумает, то прекрасно исполнит).
Стали изучать все темы про автодома и описания путешествий на них. За неделю мы уже знали о кемперах практически всё. Самое главное, что детям будет удобно — хочешь лежи, сиди, играй, ешь…
Теперь встал вопрос, в какой стране брать авто на прокат. Изначально мы хотели посетить Норвегию и Швецию. Но обсудив все варианты, решили, что ни шведского, ни норвежского языка мы не знаем (нужно же как-то и документы оформить и спросить, как пользоваться машиной), и полагаться на то, что нам попадётся англоговорящий продавец мы не стали. Решили довериться немцам -- у них и машины надёжнее, да и их хоть как-то можно понять. Поэтому маршрут изменился — летим в Германию, там берем автодом, и едем через Данию в Норвегию. Если время останется на Швецию -- заскочим и туда.
Посмотрели, в какой город Германии прилетает самолет из Москвы, чтобы можно быстро доехать до Дании. Оказался Гамбург. Ну что ж, летим в Гамбург.
Лететь решили в конце апреля, чтобы прихватить майские праздники. Купили билеты на самолет, оформили визы (визу оформляли испанскую, т.к. мы неоднократно были в Испании, и нам дают годовую визу). Правда, всегда есть опасения, что таможенники в аэропорту могут придраться (по шенгенскому соглашению виза должна быть той страны, в которую первой прибываешь) и могут завернуть обратно. Но мы надеемся, что всё будет хорошо.
Я занималась разработкой маршрута, а Юра искал места по прокату автодомов в Гамбурге (я тоже припасла один адресок — ах, как же он нам понадобился!).
Прочитали, что в Норвегии 360 дней в году идет дождь, и купили всем полиэтиленовые плащи-дождевики, собрали чемоданы — много с собой не увезешь, поэтому кухонную утварь для автодома (тарелки, кастрюли, постельное белье и т.д.) -- решили покупать в магазинах в Германии. Конечно, все это можно взять напрокат вместе с автодомом — начиная от палатки, барбекю до чайных ложечек, но мы посчитали, что будет дороговато -- дешевле купить.
Вылетели 23 апреля 2014 года ранним утром из Ростова в Гамбург, с пересадкой в Москве. Три часа полета и в 12 дня мы уже в Гамбурге. Очередь на таможне. Волнуемся, не придерутся ли к испанской визе. Работают два пограничника — мужчина и женщина. Муж говорит — иди к мужчине, они более лояльны, но я уверена в обратном -- иду с Серегой к женщине. Паспорта новые. Таможенница их долго разглядывает, вертит, спрашивает: «Мадам дойч?». Я машу головой: «Нет». «Испаниш?». «Нет. Руссиш». «А зачем в Германию и почему виза испанская???» Ну вот, так и знала. Начинаю объяснять, что у нас завтра самолет в Барселону, а сегодня хотим посмотреть Гамбург. Она просит показать билеты на самолет и бронь отеля в Барселоне. Подошел Юра с Димой, шикая на меня, что мол, я тебе говорил -- к мужику надо идти… Достаем напечатанные, на всякий случай «левые» бумажки с рейсом в Барселону на завтра (посмотрели заранее какие рейсы и во сколько вылетают и распечатали), продолжая ей рассказывать, что мы летим в Испанию. Пограничница долго их рассматривала, что-то спрашивала — мы, типа, «нихт ферштейн», потом она шлёпнула в паспорта печати — и вот мы в свободном ганзейском городе Гамбурге.
Гамбург -- это второй во величине город Германии после Берлина и третий по величине порт Европы. Все думают, что Венеция построена на воде и в ней больше всего мостов? А вот и нет. В Гамбурге многочисленные ручьи, реки и каналы пересекают около 2500 мостов — это больше чем в Лондоне, Амстердаме и Венеции вместе взятых. История города начинается в далеком 808 году, когда император Карл Великий заложил крепость, названную впоследствии Хаммабург. В переводе со старосаксонского языка «хам» означает «берег реки», а «бург» — «крепость».
Получили багаж, вышли из аэропорта. Перед выходом стоит вереница такси — сплошь молочно-белого цвета «Мерседесы», чего не скажешь о цвете кожи их водителей — через одного чернокожие. Мы, конечно, не расисты, но для нас это не привычно. На очереди как раз машина с «не немцем». Рядом с нами семейная пара. Мы им киваем, садитесь, мол, мы в следующей машине поедем, а они — нет, только после вас (не одни мы с такими предрассудками). Водители за нами наблюдают, аж неудобно стало — подумают еще чего-нибудь. Пришлось загружаться в это такси.
Едем по адресу, который нашел Юра, где сдают автодома. По дороге Юра расспрашивал таксиста, откуда он, как долго здесь живет и т.д., а мы с детьми рассматривали из окошка город, вернее его окраину.
Гамбург отличается от городов южной Германии. Дома и здания построены из бордово-темного кирпича, и всё кажется какое-то мрачное и угрюмое.
Минут через 20 подъехали к нашей точке назначения. Выгрузили чемоданы, расплатились с таксистом.
На парковке стояло штук 30 автодомов разных моделей -- новенькие, красивые — рай для любителей кемперов — и почти все с ценниками — продаются.
Мы зашли в офис. Дима включил гугл-переводчик. Объясняем администраторше, что мы прилетели из России и хотим взять напрокат автодом. А она спрашивает: «А вы заранее бронировали?»
В смысле??? У вас их тут куча стоит.
Улыбается, пожимает плечами: «К сожалению, всё занято». Просим позвонить в другие офисы, и спросить, может у них есть. Обзвонила — ничего. Ну, люди заранее все бронируют, а мы как всегда надеемся на авось.
Разочарованные, просим вызвать нам такси. Едем по другому адресу. По дороге видим несколько ренталов по сдаче кемперов. Просим таксиста подождать, спрашиваем — тоже отказ. Приехали по второму, третьему адресу — нет. Таксиста уже не отпускаем, а он и рад — счетчик-то тикает.
Последняя надежда — мой адрес. Городок Нордерштедт, пригород Гамбурга, в 20 минутах от аэропорта, прокатная компания DRM (Deutsche Reisemobil).
Подъехали. На парковке всего 5 автодомов. Юра забежал в офис, спросил — и о, счастье… Есть!
Выгрузили чемоданы, распрощались с таксистом. Заходим в контору. За столом сидит фрау лет 55, и прохаживается мужчина — по видимому её муж. Начинается оформление документов, показываем маршрут, куда мы поедем, они что-то нам рассказывают, мы киваем головами, делаем вид, что всё понятно.
Женщина попросила водительское удостоверение, долго рассматривает — и спрашивает, почему не международное? Убеждаем, что мы с таким уже ездили по Европе, и никаких проблем не было. Тетка нехотя соглашается.
Вот всё оформили, расписались, пришло время оплаты. На 10 дней нам насчитали 1200 евро, и 1000 евро должны оставить в залог, в течение месяца деньги вернутся, если никаких проблем не будет (напомню, что это был 2014 год, евро тогда стоил 48 рублей).
Мы протягиваем купюры по 500 евро (поменяли специально покрупнее, чтоб можно было хорошо спрятать). У тетки округлились глаза — она замахала руками: «Найн, найн!!! Только картой». Мы как-то подзабыли, что в Европе не принято рассчитываться крупными купюрами — ну 100 евро еще куда ни шло, но 500 — это для них ужас. Они очень боятся поддельных купюр (кстати у нас потом даже в крупных супермаркетах их не брали, пришлось ехать в банк и менять на мелкие). Картами до этого не пользовались, заказали специально к поездке. У нас с собой было 2 карточки — одна с евро, другая с рублями. Еще Диме на сберовскую карту, на всякий случай положили рублей. Мы протянули женщине карту с евро. Она пробивает — пишется, что на карте недостаточно средств. Как????? Все положили. Пробуем еще раз — отказ. Даем рублевую карту -- тоже самое.
Тётка прямо разволновалась — думаем, пошлет нас сейчас далеко…
Юра звонит в банк. Долго разбирается, ругается — оказалось, что у нас деньги лежат на депозитном счете и нужно было в банке перевести деньги с депозита на обычный счет. А они на расстоянии это сделать не могут! Блин, что делать? Спрашиваем у тётки где ближайший банкомат, посылаем Диму, чтобы он положил деньги на карту.
Мужик тем временем подогнал к входной двери автодом, позвал Юру и давай ему спокойно показывать как всё работает — всякие кнопочки, лампочки, как заправляется, туалет, душ, печка… Прибежал Дима — банкомат нашу «Мастеркард» не принимает. Бежит в другой банкомат. У тетки аж руки начали трястись. А мужик спокойный как танк, без малейшей тени волнения лазит по автодому и что-то там рассказывает Юре на немецком. Непонятно ничегошеньки, только догадки, но они как-то понимают друг-друга…
Прибежал запыхавшийся Дима — опять облом. Мы к тёте — ну возьмите наличку, а своей картой оплатите — нет, ни в какую -- и полезла в шкаф за валерьянкой…
Господи, ну что же делать? Я у неё спрашиваю — сколько на одной карте незамороженных денег, а сколько на другой? Она посчитала, мы дали ещё Димину карту — и о, чудо, всё сложилось!!!
Бедная женщина прямо воспряла духом. Счастливые, что наконец-то оплатили, пошли все вместе рассматривать и учиться управлять автодомом. Мужик еще минут 15 пообъяснял, потом оценивающе посмотрел на нас... отогнал этот автодом и подогнал другой, новёхонький, красивущий -- все сиденья еще в полиэтилене. Говорит — этот ваш.
Мы прямо обалдели — зачем нам новый? Страшно же -- Юра только на легковушках ездил, опыта нет, вдруг разобьем? Но, мужику-то мы это не можем сказать, всё равно ничего не поймет.
Юра опять начинает расспрашивать, что да как. Смотрю, уже мужик начинает коситься — мол, что ж вы такие тупые — час распинался, а всё не понятно. Я Юре говорю, давай быстрее уезжать, пока у нас автодом не забрали, потом как нибудь разберёмся.
Загрузились, Юра начал отъезжать -- не привычно, у нас на джипе коробка-автомат, а здесь механика -- машина дёрнулась и заглохла...
Триндец! Немец поглядывает — думает наверное -- мало того, что денег не было, так еще и ездить не умеют…
Я умоляю Юру как-нибудь отъехать за угол, а там уже разберёмся что к чему. Мы машем и улыбаемся дядьке — у нас всё отлично! Завелись и потихонечку движемся за поворот. Немец пожелал нам счастливого пути, помахав руками…
Проехали несколько кварталов, нашли спокойное местечко и остановились. Теперь уже спокойно начали всё рассматривать.
Только сейчас поняла, что место, где мы остановились стало особенным знаком.
Представьте обильно цветущую декоративную яблоню, каких в Европе очень много. Мы стоим под ней и на нас падают её красивые и ароматные лепестки. Вот и всё наше путешествие было таким же красивым и ароматным. Юра заметил и сказал нам об этом, но мы только отмахивались – какая яблоня, мы ещё не освоили автодом. И всё же он уговорил нас сделать фото...
Итак, что же мы имеем: автодом марки Euramobil на базе Фиат Дукато, модель 2014 года, длина — 7 метров, высота 2,79 — душ, туалет, 2-х камерный холодильник, 3-х конфорочная газовая печь, мойка, шкаф для одежды, обеденный стол в окружении углового дивана, куча шкафчиков и две больших 2-х спальных кровати — одна в конце машины, а другая нажатием кнопки опускается с потолка. Подогрев воды и отопление идет за счет газовых баллонов. Красота.
У прохожих спросили где ближайший магазин и поехали закупаться вещами. Купили одноразовой посуды, ковшик (такой хороший, с толстым дном – долго тепло держит, до сих пор дома им пользуюсь), сковородку, скатерть, постельное белье, маленькие подушки, теплые пледы (всё очень дёшево: простыни по 2-3 евро, цена пледов была тоже невысокой – по 5 евро, но оказались такие теплые! Кстати, прошло уже 6 лет, а они как новенькие) и продукты (в то время, при том обменном курсе, продукты выходили ценой такой же, что и у нас дома, а некоторые, даже дешевле.)
Всё. Теперь можно ехать. Думаем сразу посмотреть Гамбург. Въехали в город, попали как-раз в час пик — все едут с работы, машин уйма — с непривычки Юре ехать страшно — машина большущая, габариты так сразу и не поймёшь. Поэтому решили не рисковать. Поворачиваем на первом же кольце назад — научимся сначала на трассе ездить, а потом уже и по городам покатаемся.
Едем в Данию. А там, в городке Биллунд находится мечта детишек всех возрастов– Леголенд. Это почти как Диснейленд, но только все сделано из конструктора лего. Раз нам по пути в Норвегию, конечно, мы должны завезти в этот волшебный город наших детей. Да, и самим интересно. Тем более, что по нашим – российским масштабам это совсем рядом – от Гамбурга ехать всего 280км.
На трассе Юра быстро освоился с машиной, но больше 100 км пока не ехал. Когда совсем стемнело, решили искать место для ночевки — сегодня и так был длиннейший день -- ещё утром были в Азове, и вот уже едем по Дании — не удивительно ли? Да и ночью ничего вокруг не видно — вдруг что интересное проедем. Увидели на трассе кафе с парковкой и ночующими грузовиками, пристроились между ними, перекусили, приняли душ и заснули. Обогрев поставили на максимум, поэтому ночью было очень жарко.
Я начиталась, что если неправильно установлены газовые баллоны, то можно задохнуться газом, поэтому спала не очень крепко, ещё мешал шум проезжающих машин и разговоры водителей грузовиков. Да еще боялась, чтобы не вломился кто-нибудь к нам.
В общем, первая ночь прошла не очень спокойно для меня. Чего не скажешь о моих домочадцах — спали без задних ног. Под утро Серега начал бредить во сне. Это верный признак того, что у него температура.
Точно -- утром проснулись, Сергей горячий и капризничает. Неужели заболел? Соплей нет, горло вроде не болит. Наверное это реакция на перемену климата. У него так часто — куда бы мы не приехали, на следующий день температура. Даю парацетомол (таблеток беру с собой мешок — на все случаи жизни) и идем завтракать в кафе.
Подкрепились, едем дальше.
Теперь уже можно хорошо рассмотреть датские просторы — вокруг зеленые поля пшеницы, желтые рапсовые поля, леса, деревеньки — очень красиво.
Через час приехали в Биллунд -- маленький городок, с населением всего 7 000 человек, но, несмотря на это, сюда из разных уголков мира съезжаются сотни тысяч путешественников всех возрастов. С 1960 года и по сегодняшний день здесь находится главный офис всемирно известного производителя игрушек LEGO и в 1968 году компания построила первый и самый крупный на сегодняшний день детский развлекательный парк из более чем 46 миллионов кубиков LEGO. В настоящее время, помимо парка в Биллунде, в мире функционируют еще 5 Леголендов: в британском Виндзоре, немецком Гюнцбурге, в двух американских штатах (Калифорнии и Флориде), а также в Малайзии. Но датский парк остается самым масштабным.
На кольцах дорог установлены фигуры из Лего. Прикольно -- сразу и настроение повышается, и предвкушение перед посещением парка. Повсюду указатели на парк, поэтому нашли сразу. Заехали на огромную парковку.
Вышли на улицу — холодина. Затащила Серегу обратно, чтобы одеть теплее — вдруг всё-таки он заболел. Из теплых вещей мы особо ничего не брали — у нас-то в это время тепло. Пришлось натянуть под джинсы спортивные штаны, и под ветровку два свитера, чем вызвала бурное негодование Сереги — он ныл, кричал, никуда не хотел идти — еле вытащили его. Юра дал яблоко и пока он его грыз, немного отвлёкся...
Фигуры Лего установлены даже на парковке.
Купили билеты, и мы – в парке. Серега никуда не хочет смотреть, настроение у него испорчено из-за двух надетых штанов, фотографироваться тоже не хочет.