Продолжу.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев Посад).Крупнейший монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Монастырь мужской, основан в XIV веке преподобным Сергием Радонежским. Играл важную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси, был опорой российских правителей. Принимал активное участие в борьбе против татаро-монгольского ига и врагов России в смутное время.
Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви и в их числе преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608–1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.
В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422–1425), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма преподобного Андрея Рублева. Древностью отличается и церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476 году. Величественный Успенский собор возведен в 1559–1585 годах по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора – усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635–1637 годах. Великолепием убранства в стиле "московского барокко" отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной (1687–1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746–1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770).
За алтарем Успенского собора с северной стороны погребен Иван Сергеевич Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита погребены К. Н. Леонтьев (†1891), В. В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.
С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.). Закрытая в 1919 году академия возродилась в 1946 году. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников. При семинарии действует Регентская и Иконописная школы. Заочно при академии и семинарии получают образование клирики Русской Православной Церкви из разных епархий.
Адрес Лавры: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Телефон монастырской проходной (496) 540-53-34 (круглосуточно справки по общим вопросам), канцелярии тел. (496) 540-59-42, тел./факс (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов по Московскому времени).
Официальный сайт:
http://www.stsl.ruСвято-Троицкая Сергиева лавра:
http://www.patriarchia.ru/db/text/248314.htmlПлан Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
http://www.stsl.ru/excursions/guide/Статья Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0 ... 1%81%D0%BAТроице-Сергиева_лавра
Пятницкая и Введенская церкви (Сергиев Посад).Пятницкая церковь.Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы расположены с юго-восточной стороны Троице-Сергиевой лавры, у подножия холма, «на Подоле». Эти два храма поставили в 1547 г. на месте деревянной приходской церкви Нижней Служней слободы.
Зодчие Пятницкой церкви создали образец небольшой бесстолпной посадской церкви со своей трапезной и колокольней, который получил затем широкое распространение по всей стране вплоть до XVIII в.
Вынесенные к основанию горы Маковец, на которой располагается Троице-Сергиева Лавра, Введенская и Пятницкая церкви первыми встречают путников, прибывающих со стороны Москвы.
Во втор. пол. XVI вв. Введенская и Пятницкая церкви вошли в состав женского Подольного Пятницкого монастыря.
Введенская церковь.Введенская церковь была построена в 1547 г. на средства боярина Ивана Хабарова, которого Курбский называл искусным "в книжном разуме". Первоначально Введенская церковь представляла собой стройное сооружение, поднятое на подклете, с галереями и лестницами и увенчанное крупной главой. Церковь сильно пстрадала во время военных действий в нач. XVII в. Позднее церковь подверглась перестройке: были разобраны два из четырёх столбов, растёсаны окна, сделан новый свод с декоративной главой.


Мемориал Славы с Вечным огнем (Сергиев Посад).Торжественно открыт 2 мая 1950 г. на братской могиле советских воинов.
В центральной части над захоронением был установлен обелиск из темно-красного гранита.
В 1960 г. здесь с почестями были захоронены останки 259 воинов, скончавшихся от полученных ранений в госпиталях города.
В 1977 г. у обелиска зажжен Вечный огонь, доставленный с могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены в Москве.
В канун Олимпиады-80 останки воинов были убраны, равно как и обелиск, замененный новой чашей Вечного огня большего размера.
В настоящее время проводится масштабная реконструкция мемориала, работы планируется закончить в 2014 г.



Храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов (Сергиев Посад).Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.
Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами.
В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского (†1877). В воскресные и праздничные дни в храме совершается Божественная литургия (начало в 7 час. 30 мин.).

Собор Троицы Живоначальной Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад).Троицкий собор с Никоновским приделом и Серапионовой палаткой. Построен в 1422-23 гг. В этом соборе покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского.


Купола. Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев Посад).
Собор Успения Пресвятой Богородицы Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад).Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.
Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1674 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).
Главной святыней собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9 час. и 12 час.) и раздается освященное масло.


Колокольня. Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев Посад).Строительство началось в 1741 г., работы первоначально вел И.Ф. Мичурин по проекту И.Я. Шумахера. В 1753 г. строительство возглавил Д.В. Ухтомский. Он существенно изменил проект, предполагавший трехъярусную конструкцию, добавив два верхних яруса. Строительство завершилось в 1770 г. Колокольня принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества эпохи расцвета барокко.
Здесь располагается Патриарший Архитектурно-реставрационный центр (ПАРЦ).
На колокольне было подвешено 42 колокола разных размеров и веса (позднее их число доходило до 50). В 1759 г. на второй ярус строившейся колокольни подняли отлитый для неё царь-колокол.
В 1930 г. были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой весом 4 тыс. пудов (64 т.). Вес вновь отлитого в 2003 г. для колокольни Царь-колокола составляет 72 т.


Церковь Сергия Радонежского в трапезной палате Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад).Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 м2, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви.
По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов Трапезная церковь относится к лучшим образцам московского барокко. Покрытые разноцветной росписью «в шахмат» стены, резные белокаменные полуколонны и обрамления окон, величественная, совершенная в своих пропорциях кровля, придают зданию церкви особую выразительность.
Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора.
Первоначальный иконостас церкви до нас, к сожалению, не дошел, а украшающий ее теперь позолоченный иконостас XVII в. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест» является замечательным памятником древнерусского резного искусства.
В 1956 г. в Трапезной палате освящены приделы в честь святителя Иоасафа Белгородского (на северной стороне) и преподобного Серафима Саровского (на южной). В зимнее время Трапезный храм становится главным храмом монастырских богослужений, совершающихся в нем в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин. (Божественные литургии) и в 17 час. (всенощные бдения). В это же время в нем для поклонения открыты мощи святителей Филарета и Иннокентия.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад).Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом. Церковь построена в 1693-99 гг. у главного входа в монастырь и сменила обветшавшую церковь прп. Сергия 1513 г.
Предтеченская церковь была построена на средства известного мецената Г.Д. Строганова ( 1656—1715 гг.) и носит все черты так называемых строгановских построек.





Храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов (Сергиев Посад).Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.
Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами.
В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского (†1877). В воскресные и праздничные дни в храме совершается Божественная литургия (начало в 7 час. 30 мин.).


Собор Успения Пресвятой Богородицы и Надкладезная часовня Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад).Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.
Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1674 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).
Главной святыней собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9 час. и 12 час.) и раздается освященное масло.
Надкладезная часовня.Построена в 1680-1700 гг. в стиле нарышкинского барокко. В зимний период, когда источник на площади не работает, святую воду можно взять здесь.
Происхождением Надкладезная часовня обязана роднику, который пробился на этом месте во время одного из ремонтов прежней паперти Успенского собора. Источник забил в 1644 г. и был обустроен срубом в виде кельи, а затем его сменила существующая часовня.
Поставленная в одно время с Трапезной и Царскими чертогами, также украшенная колонками, наличниками, лепниной и пёстрой раскраской, она выполняет роль связующего звена между этими двумя зданиями. Нарядная часовня вносит раскраску в композицию древней площади перед Троицким и Успенским соборами, подчёркивая её масштаб.

Плотничья башня.Восьмигранная в плане башня построена в XVII в. От остальных угловых башен отличается тем, что вынесена далеко вперед от линии стен. Ее сферическая кровля, заменившая первоначальное шатровое завершение, относится к XIX в. Тогда же вместо внутренних деревянных перекрытий были устроены каменные своды. Название башня получила по находившемуся поблизости плотничьему двору.
