Здесь я хотел бы рассказать как о строительстве кемпера с многочисленными фотографиями, так и о том, что предшествовало самой идее и практике строительства. Полагаю, что кому-нибудь пригодятся идеи и их реализация, заложенные в этом проекте.
Постараюсь изложить текст в следующем порядке:
• Предпосылки использования каравана
• Выбор варианта покупки или самостоятельного строительства
• Выбор планировки кемпера и ее проектирование
• Аргументы при выборе и приобретении прицепа-основы
• Закупка готовых узлов и деталей, не подлежащих самостоятельному изготовлению, их эскизирование и,… опять проектирование
• Строительство
• Поездка-тест в горы и к побережью Черного моря для понимания пределов возможного в проходимости и эксплуатации кемпера
• Доработки кемпера. Прицепное устройство. Задние фонари. Силовые бамперы, пороги, дуги
• Видео
Предпосылки использования караванаИдея постройки своего кемпера вызревала давно и не то, чтобы очень уж легко. Итак.
Мы с супругой – автотуристы уже более четверти века (на 2024 год). Все начиналось с поездок в отпуск на своем автомобиле. На Черное море, где жизнь в гостиницах, периодически менялась на отдых "дикарями". Поездки в леса и на озера Карелии, где использовалась только палатка. Потом мы увлеклись спортивным ориентированием на внедорожниках и более 5-ти лет принимали активное участие во многих соревнованиях, попутно строя и дорабатывая спортивный авто. Зачастую, проезд в базовый лагерь – это уже офф-роуд, даже не выбираясь на трассу соревнований. И, конечно, это палатка, мангал и туристическая мебель. После экономического кризиса 2007-2008 с соревнованиями пришлось притормозить и мы открыли для себя формат экспедиций, как в 5-10 машин, так и в одиночку. Расширилась география поездок – тут и п-ов Рыбачий за Мурманском на севере, Абхазия на юге, Северная Европа и Скандинавия на западе. До Урала на своей машине так и не добрались. Но это, надеюсь, пока) Есть к чему стремиться.
Менялись автомобили – Сузуки Эскудо, Мазда Леванте, СузукиГранд Эскудо (XL7), Тойота Харриер (Лексус RX), Дайхатцу Атрай7, Додж РАМ 1500.
Мы "обросли" экспедиционной экипировкой – начиная от посуды, плитки, 2-х местной палатки, кемпинговых стульев до шатра, биотуалета, душа и походной двухслойной бани.
В очередной, сотый, наверное, раз, за недельную стоянку на пляже Веселовки, на Тамани, перезабивая колышки для палатки, которую постоянно пытался унести довольно сильный ветер, пришла мысль о том, что было бы здорово иметь, все же, жесткое и устойчивое жилище, которое не снесет очередным шквалом. Нет, кейтерским школам на лимане, такой ветер только в радость, походить с парусом, но, мне-то, что делать?! Тут, полагаю, стоит отметить, что сильные и регулярные ветра с поднятыми облаками песка на Тамани привлекают любителей походить под парусом и парашютом, но активно выдувают молодых мамочек с маленькими детьми. С другой стороны, иметь ближайших соседей прямо на полосе прибоя не ближе 50-70 метров, это не тоже самое, что аккуратно переступать мимо чужих полотенец и шезлонгов, прокладывая извилистую тропинку к воде на пляжах Анапы и Геленджика. Про Сочи – не говорю.
Так что прямо на пляже, уткнувшись в телефон, благо Интернет был, и начался увлекательный процесс выбора своего дома на колесах. Сразу оговорюсь, что мысль эта продумывалась и в следующую такую поездку и в перерывах между ними, долгими зимними вечерами.
Сводя результат своих поисков воедино, я понял, что выбор есть из 3-х основных вариантов: кемпер-прицеп, вкладыш в кузов пикапа и полноценный автодом.
Выбор варианта покупки или самостоятельного строительства.Идеальный, в общем-то, вариант покупки европейского автодома, для меня начинал терять привлекательность с вопроса: "Сколько недель в году будет использован данный автомобиль?" Четыре недели – точно, иногда – на выходных, а в остальное время - стоять». Причем стоять под открытым небом, т.к. вариант оплачивать крытую автостоянку круглый год казался каким-то извращением и надругательством над семейным бюджетом. Добавляем обслуживание автомобиля, хотя бы по минимуму – страховка, налог, фильтра-масла, подвеска. Также, семейный бюджет интересовала стоимость такого автодома. Ответ – от 15-20 тыс. долларов за более-менее живой вариант, вызывал, опять же ехидные вопросы от внутреннего голоса – сколько десятилетий на эту сумму денег мы сможем ездить по гостиницам 4 и 5 звезд, передвигаясь самолетом и такси?
Кстати, во время своих поисков автодома, я понял, почему по Европе катаются миллионы автодомов и там куча кемпингов в самых красивых и разных местах и почему у нас так еще долго не будет. На разных европейских сайтах продажи автодомов мне не редко попадались варианты типа Фиата Дукато, на 4-5 человек, примерно 1990 года выпуска за 500-700 евро (дело было в 2017 году). Да, это самый низ рынка, да, буржуи честно писали – есть течь масла из ДВС и, там, трещина на душевом поддоне, НО, 500-700 евро за как-то ездящий автодом! Взяв ТТХ одного такого пепелаца, провожу его через налоговый калькулятор нашей таможни, добавляю минимум за доставку и т.д. и цена улетает за 11 тыс. евро. Своего массового производства автодомов в стране не было и нет, дешевым б/у взяться неоткуда. Все, шах и мат!
Являясь на тот момент владельцем пикапа Додж РАМ (2018 год), я всерьез задумался о вкладыше в кузов. Груз в 1 тонну я, как-то пару раз возил, а тут явно будет меньше и не так страшно. Приехал из путешествия, скинул вкладыш и катайся на здоровье. Теоретически, такую операцию можно проделать и в путешествии, на длительной стоянке, получив свободную машину для местных экскурсий. Но, в автодоме мне хотелось передвигаться в полный рост, а это 180 см, и, учитывая погрузочную высоту пола кузова пикапа в 100 см (да, лифтованная машина, на не самых маленьких колесах) получалось, что высота всего этого получится, с учетом толщины пола и потолка и хотя-бы 2-3 см над волосами, 290 см, минимум. Парусность тоже выходила приличная. Про центр тяжести лучше не вспоминать. Даже при длине кузова в 195 см, планировки вкладыша все равно не получались – не хватало места на туалет и душ. Ну и долговечность использования конкретного вкладыша: продаешь машину, продавай и вкладыш. А это, все же, не крышка кунга. Да и вкладываться в тюнинг вкладыша при таком раскладе – не вариант. Посмотрев в живую, на трассе, как ездят такие машины, задумавшись, а как это будет на карельском грейдере или в горах или в лесу, решил, что вкладыш – тоже не мой вариант.
Таким вот методом исключения и пришли к тому, что кемпер-прицеп – наше все.) Перечислять плюсы этого решения, с Вашего разрешения, не буду. Но, с моей точки зрения, минусы они явно перевешивают.
Выбор планировки кемпера и ее проектированиеТем временем, перелопатив сотни планировок, решил начать рисовать какую-то свою планировку, вмещающую все наши хотелки и пожелания, что нужно, что не нужно, все еще надеясь найти что-то готовое, что нас с супругой полностью бы устроило.

В качестве основных требований у нас получилось:
- дом для длительных поездок 2-4 недели, от 3 до 10 тыс.км за поездку,
- габариты кузова, длина/ширина/высота : 4000х2100х1900,
- неразборная, 2-х спальная постель,
- стол и диванчики к нему на 4-х человек, трансформация стола в постель – не нужна,
- душ и туалет, можно совместить, но, лучше – отдельно,
- кухонный стол с раковиной, плитой на 2 конфорки и минимальной зоной готовки,
- автономное отопление для поездок хотя бы при 0, максимум -5 градусов, на несколько дней,
- утепление 30-40 мм,
- багажник для вещей, типа 2х-4х кресел, складного стола, тента-маркизы или шатра, складного гамака и т.д,
- тормоза + стояночный,
- возможность снять кемпер с прицепа и использовать прицеп для перевозки грузов,
- не очень жесткий офф-роуд, а, как следствие, максимальный клиренс и минимальные свесы, либо максимально возможные углы съезда/въезда,
- и самый главный пункт - разумный бюджет.
Это - самый сложный пункт. Понятно, что 500 тысяч – фантастика, а за миллион рублей хотелось бы не выходить (здесь точно надо упомянуть дату размышлений – 2019 год). Оптимально, остановиться на границе 800 тысяч, но сто-двести тысяч еще иметь в запасе.
На тот момент за миллион рублей можно было купить готовый кемпер. Были у такого решения несколько крупных минусов. В эту сумму укладывались импортные кемперы выпуска 2000, максимум, 2005 года, т.е. 15-20 летние кузова. Технология постройки этих кузовов – деревянный каркас, МДФ-панели стен, пола и потолка. Соединение – гвозди, шурупы и несколько швов герметика в каждом стыке. Так уверенно говорю, потому что нашел несколько видео с немецких и норвежских
производств, где серийно делают кемперы. Где-то использовался
стеклопластик, который в этом возрасте уже имеет микротрещины или ударные трещины, пропускающие воду и, как следствие, возможность гниения несущих брусков кузова. Начитавшись историй о купленных на заказ кемперах, которые развалились, не доехав 100 км до своего нового владельца, посмотрев на опасные места кемперов в продаже, я крепко призадумался.
Был еще отличный и прочный вариант – алюминиевые кемперы, например, Роствертол, производства ростовского вертолетного завода по конверсии, изготовленные в период 93-95 годов в количестве чуть более 1000 шт., но они – редкость, раритет. Экземпляры в продаже – в, мягко говоря, плачевном состоянии, при явно конском ценнике в 700-900 тр. Посмотрев на такой вариант вживую, и, не увидев отдельного душа/санузла, увидев некую убогость, которая потребует ремонта
стен и мебели, понял – тоже, не мое, но галочку про материалы и классные инженерные решения для себя поставил.
И появился еще один, очень желательный, пункт к требованиям – алюминиевый, а не деревянный или фанерный, каркас кемпера.
Как всегда, борьба хотелок, бюджета и желания получить для себя максимум за относительно небольшие деньги, привели к перебору многих готовых и самодельных вариантов, анализа цен и понимания, что как-то и на чем-то нужно экономить.
И тут, пожалуй, единственный способ удержаться в обозначенных пределы трат – делать самому, при условии, что есть уже осмысленные и понятные инженерные решения всех возможных засад, есть руки, под это заточенные и есть время. И чтобы стоимость своего времени, затраченного на проект, в сумме со всеми комплектующими и расходниками, не превысила стоимости уже готового изделия. Иначе и смысла нет самому в это ввязываться. Оценить время реализации проекта – тоже сложный пункт – его, обычно, все недооценивают и единственный способ быть более-менее уверенным – иметь за плечами реализацию каких-либо схожих по сложности задач. И, совсем не обязательно, в кемперо-строении. Кстати, стоимость своего времени очень легко оценить – возьмите свой месячный доход, поделите на 21 день, затем на 8 часов и получите стоимость часа своего времени. Можно добавить, что работать предстоит в выходные и вечерами, и, по желанию, вспомнить советский увеличивающий коэффициент – 1,5). А вот оценить, сколько этого самого времени потребуется на проект…
Далее, помимо времени, потребуются навыки, оборудование и место работы.
Если растечься мыслью по древу, в набор-минимум я бы отнес следующее. Умение эскизировать детали, проектировать металлоконструкции (тут для примера-минимума и ворота с калиткой на гараж или забор пойдут, и пара стенок из профиля и гипсокартона и т.д.), зарисовывая свои мысли, причем это может быть и Автокад (Компас, Солид и т.д.) и просто много исчерканных листов бумаги с эскизами и размерами. Умение пользоваться дрелью, болгаркой, сварочным аппаратом и похожим инструментом для слесарных работ.
Недостающий инструмент придется либо покупать, либо просить у друзей и знакомых. Что-то можно брать в аренду, как крайний вариант.
Места потребуется много – по моему опыту, минимум 50 квадратных метров, а лучше – 100. Обычным гаражом в 20 квадратных метров тут точно не обойтись. Нет, можно попробовать, конечно, и через месяц работы срочно искать помещение побольше и переезжать в него.
Итак, за основу компоновки кемпера была взята модель Hobby De Luxe-Easy 400 SF и Maverickoff-roadtrailer 4.0.
Планировка и фото:








