Сама поездка по Чуйскому тракту это уже неплохое приключение для любого, кто делает это в первый раз. С первых километров пути, стало понятно, что те 400 километров, которые нам показывал навигатор, мы сегодня не проедем. И причиной этому большое разнообразие уникальных природных объектов расположенных вдоль трассы, на которых хотелось постоянно останавливаться и любоваться!
Решили никуда не спешить. Баки с водой под завязку, автономки не боимся. После Усть-Семы трафик на тракте значительно спал и мест, где можно было бы встать на ночевку, было предостаточно. Первой нашей остановкой стал зубровый питомник. 11 особей этих могучих животных привезли сюда из Приокско-Террасного заповедника еще в 1982 году. Зубры здесь чистокровные беловежские. Акклиматизация прошла успешно и сейчас в питомнике около 30 особей. Взрослых гигантов дети увидели и даже покормили, а потом переключились на кроликов, которые очень забавно отбирали друг у друга морковку! Основное стадо зубров увидеть не удалось, но и двух огромных самцов лежащих у забора им для впечатлений хватило!
Очень интересно наблюдать по ходу движения за изменениями природных ландшафтов вокруг! Вот закончился кедрово-широколиственный лес и начался сосняк, переходящий в покрытые мхом лиственницы! Затем хвойники пропадают, и остается только березняк, который с увеличением высоты становится всё ниже, переходит в стланик. Скальники, останцы, альпийские луга, всё это чередуется, появляется внезапно. Удивил большой скальный уступ со стороны дороги абсолютно голый, ни деревца, ни кустика, а с обратной стороны, открывшейся при повороте дороги весь, до самой вершины покрытый сосновым лесом!
Погода нам в этот день благоприятствовала! Мы поднимались всё выше и выше в горы. Семинский перевал преодолели, практически не заметив. Подъем на него около 9 километров, спуск 11. Уже на перевале стало ощущаться, что поднялись выше 1500 метров! Уши закладывало регулярно! Заодно показали детям наглядный пример из физики. Не распакованный пакет чипсов, купленный внизу, при подъеме на перевал надулся как шарик! Останавливаться на Семинском не стали, поехали дальше. На вершине большая асфальтированная площадка с торговыми рядами. Недалеко есть подъемник на гору, но на пике перевала местность открытая, всегда сильный ветер. Это своеобразный рубеж между северным и центральным Алтаем. По пути много указателей на расположенные неподалеку природные и археологические достопримечательности. Если есть желание, можно провести в округе пару дней катаясь по окрестностям.
Любуясь пейзажами, добрались до второго высотного перевала «Чике-Таман».
Благодаря идеальной дороге, подъем практически не чувствуется. Серьезным испытанием для техники он не является. Но так было не всегда. Современный вариант подъема на перевал введен в строй в 1984 году. А до этого, он являлся серьезным препятствием как для пешего и конного, так и для техники. На его вершине тоже очень оживленная торговая площадка с возможностью полюбоваться окрестными видами, которые мало кого могут оставить равнодушным! Там же установлен памятник строителям тракта. А ещё, очень рекомендуем всем купить вкуснейшие чебуреки, которые готовят при вас! Дорога, горный воздух, эмоции от природной красоты, запах жареных чебуреков разливающийся над смотровой площадкой не оставляют шанса путнику пройти мимо!
На пяточке было очень людно! Оставить технику пришлось, протянув за сотню метров дальше. Погуляв по торговым рядам с живописными развалами заполненными дарами природы и сувенирами, посмотрев на окружающие дали с высоты смотровой площадки и купив чебуреков, мы решили пообедать, спустившись вниз. И только закончился спуск, как справа открылась чудная полянка у реки, на которой стояли грубо сколоченные лавочки со столами.
Мы завернули на нее, не раздумывая! Все столики оказались заняты, поэтому, расстелив покрывало, расположились на солнышке! Про походную мебель даже не вспомнили! Запив сладким чаем из термоса вкуснющщие чебуреки, совсем не хотелось садиться в машину. Я блаженно растянулся на солнышке, сразу провалившись в дрёму, а парни затеяли игру у реки. Пока я дремал, по словам жены, как из-под земли, появился подросток-алтаец и с каждого, кто воспользовался столиком и лавками собрал денежку! Вот такое природное кафе получилось! Меня он обошел стороной. Видно, лужайка бесплатно! И на том спасибо!
Несколько километров дальше по тракту и пришлось снова останавливаться, чтобы полюбоваться на место слияния рек Чуи и Катуни. Опытные сибирские караванеры нам рекомендовали съехать с тракта и спуститься вниз к мосту. Вечером там суета прекращается и можно отлично провести время и переночевать на фоне уникальных природных пейзажей. Но мы лишь прошлись до мыса и полюбовались на всё сверху. Оборудованных тропинок там нет, поэтому для тех, кто ограничен в здоровье этот подъем может оказаться сложным. И особенно неприятным он может стать в сырую погоду.
Никак не проехать мимо памятника строителям Чуйского тракта, который они, без всяких сомнений заслужили! Расположен он после села Ак-Бом, одноименным с природным объектом – белыми столбовыми скалами, бомами, красивыми колоннами возвышающимися над дорогой! Памятник, без сомнения, является украшением тракта! Здесь и романтика дороги, и удаль шоферская, и память о тех, кто остался в этих горах навсегда! Чуть выше, с другой стороны дороги, стоит еще один памятник – коренным жителям Алтая, чьи судьбы тесно переплелись с историей Чуйского тракта. Он установлен год назад в 2020. Мужчина с лопатой и сидящая рядом женщина в национальных одеждах стоят на участке построенной дороги из местного скальника. Суровые лица и взгляды направлены на старый участок тракта, сохраненный именно в том виде, каким строили его в начале XX века. На нем увековечены очень проникновенные строки, написанные Вячеславом Шишковым, русским писателем, инженером, автором романа «Угрюм-река», работавшем на строительстве Чуйского тракта в 1914 году. Прочитав их, сразу понимаешь, каких усилий и лишений стоило строительство этой стратегической трассы простым людям. Местных кочевников очень активно мобилизовывали на строительные работы и, на мой взгляд, этот памятник, этот образ, делает Память о строителях тракта полной!
Прогулки, эмоции и впечатления, сложный рельеф местности, обилие закрытых поворотов всё это к концу дня утомило экипаж. Хочется отдельно сказать о местных коровах и лошадях, свободно пасущихся на полянах вдоль тракта. В любой момент они могут начать переходить дорогу или просто лежать на горячем асфальте поперек всей проезжей части и выглядеть очень живописно! Немалым количеством ярких эпитетов вся эта пастораль удостоилась от меня лично, когда приходилось ее лицезреть, выходя из закрытого поворота! Это встречается повсеместно, поэтому дистанция и соблюдение скорости – это наше всё! До Кош-Агача оставалась сотня километров когда, доехав до Акташа мы, по совету опытных караванеров, кинули якорь в проверенном кемпинге на живописной лесной поляне, вдали от трассы.
Пока мы подъезжали и выставляли сцепку, младшие парни, засидевшиеся в машине, со всем молодым задором осваивали детскую площадку кемпинга. Младший сын во время игры очень неудачно скатился с горки, распоров себе ягодицу вместе со штанами! Мы были к этому готовы! В аптечке оказалось всё необходимое. Парень вёл себя очень стойко! Четыре года путешествий закалили самого младшего караванера! Обработав рану, съездили в Акташ, закупив всё необходимое для ужина в большом супермаркете.