На начало осени запланировали путешествие с караваном к океану. Ближайший океан у нас — Северный-Ледовитый в виде Баренцова моря в заполярье, поэтому загрузили караван теплой одеждой, купили второй газовый баллон, чтобы не остаться внезапно без отопления и погнали.
Часов за 10 добрались до полярного круга, остановились и сделали обязательное фото у стелы.
По плану было встать на ночевку где-нибудь у Кандалакши. В итоге просто встали на пустой стоянке у трассы. К ночи она стала наполняться дальнобоями и один из них встал непосредственно рядом с нами. К сожалению, это оказался рефрижиратор, который громко тарахтел всю ночь. Я порядком устал за рулем, поэтому довольно сносно выспался несмотря на это тарахтение.
Сутра поехали к горе Крестовой, которая находится рядом с Кандалакшей. Большая часть пути наверх идет по дороге и где начинается тропинка на вершину есть прекрасная стоянка для машин. Пожалели, что не доехали до этой стоянки, а остались ночевать на трассе.
На вершине потрясающий вид на залив Белого моря с кучей островов.
Из Канадалакши не стали выруливать на трассу, поехали по параллельной дороге весьма хорошего качества в Полярные Зори погулять по прибрежному парку с деревянными и другими интересными скульптурами.
После прогулки вернулись на трассу, на которой уже начались затяжные подъемы и спуски. Нива Шевроле с честью тянула прицеп в любой подъем, правда с газом в пол и на 3 скорости. На равнине удавалось по большей части держать скорость в 90км/ч и ехать на 5 передаче, переключаясь на 4 при небольших подъемах. Машина может ехать с прицепом и 100 и даже 110 км/ч, но расход резко возрастает, оптимально по расходу выходило в диапазоне 80-90км/ч — где-то 13 литров на сотню.
Идей где ночевать в Мурманске не было, поэтому сначала поехали на парковку большого ТЦ. Там немного побродили по магазинам, зашли в KFC и я начал искать кемпинг, куда мы бы могли поставить прицеп и на машине покататься посмотреть Мурманск. Однако, это оказалось непростой задачей, далеко не сразу я нашел только гостиничный комплекс на объездной дороге, в котором были готовы принять караван за сумасшедшие 1500 рублей. За эти деньги нам разрешили остаться на большом асфальтовом пустыре(который по совместительству является автобусной остановкой), дали розетку, показали где набрать воды и бетонное кольцо(прикрытое фанеркой), куда можно вылить туалет. Также сутра можно было сходить в бассейн(или душ) на 1,5 часа. Когда на машине без прицепа поехали уже к Алёше, то недалеко от гостиницы на этой же объездной дороге увидели большой грунтовый пустырь, с прекрасным видом, где можно было бы с удовольствием остановиться на ночь. Остаток вечера потратили на осмотр обязательных достопримечательностей и немного погуляли по центру.
Сутра я порадовал жену оладиками со сгущенкой и завтрак получился очень вкусным.
До Териберки добирались часа 3. Асфальт был сносным, местами абсолютно новый. Но 25 километров грунтовки пришлось ехать медленно 40-50км/ч. В Териберке я собирался остановится в местном кемпинге, который ищется в любом справочнике. Однако, к караванам он тоже оказался не очень приспособленным — предложили встать у сарайчика, откуда мне вытянут удлинитель для подключения электричества. Подумав, я решил поискать стоянку получше. Поэтому оставив прицеп на парковке, рядом с рестораном поехали искать место в Новую Териберку(ака Лодейное).
По пути остановились осмотреть Кладбище кораблей
Затем немного покатавшись нашли площадку возле метеостанции, куда потом и притащили прицеп.
Караван поставил таким образом, чтобы с окна был прекрасный вид.
Потом пошли гулять по местным достопримечательностям, водопад и батарея зенитных орудий. В целом пришлось пройти и прокарабкаться примерно километров 5.
К вечеру погода испортилась и началась настоящая буря. Сильный дождь бил по крыше и в окна, а ветер был такой, что прицеп ощутимо покачивала, несмотря на выпущенные лапы. Ночью буря ушла и небо прояснилось, поэтому удалось наблюдать мощное северное сияние. Фото сделать не получилось =(
Сутра проснулись от какой-то возни вокруг трейлера — выглянул в окно увидел еще пару паркующихся домиков. Обрадовался, что приехали братья-единомышленники с которыми можно пообщаться о жизни караванной. Однако потом приехала еще куча грузовиков и оказалось что это киносъемочная группа приехала снимать сцену для какого-то нового фильма. В домике получше гриммировали артистов, а нам пытались сунуть сценарий, подумав что мы часть коллектива.
Мы пошли погулять, по камням, потрогали океан. Погода снова начинала портится, волнение на море не позволило понаблюдать за касатками в заливе.
Поэтому к середине дня, продемонстрировав свое виртуозное умение ездить с прицепом задним ходом, я вырулил из окружения киношников и мы двинули в обратный путь. Плохая погода осталась в Териберке и оставшуюся часть поездки светило солнце и было тепло. Полюбовались видом снежных вершин Хибин, которые были скрыты непогодой, когда мы преозжали это место ранее.
Ночевать встали уже в Карелии просто на отворотке, места в северной Карелии очень дикие — стоянок нет вообще, а съезды крайне редки. Сутра зарулили к Беломорску в Залавругу посмотреть на древние петроглифы.
К концу дня уже добрались до дома. Сразу заехали на самомойку, потому что прицеп прилично закидало грязью спереди из-под Нивы.
Домик показал себя превосходно. В любую погоду, даже самую ненастную, внутри было тепло и комфортно. Одного 12л баллона с газом хватило на 4 дня отопления, готовки и охлаждения холодильника. Второй до конца мы не добили. Вечером мы обычно включали сериальчик на пару часов, ужинали и ложились спать довольно рано. Аккумулятор ни разу не высадили в ноль, не смотря на то что солнца было очень мало — в основном дождь и тучи, но в коротки промежутки солнца панель успевала подзаряжать аккумулятор. В целом в караване в хорошую погоду можно жить автономно сколько угодно времени, кемпинги меня разочаровали, в будущем буду предпочитать дикие стоянки, нежели специально искать платные.