2019 год.
Экипаж автодома «Ивеко-Джоттилайн-грааль» 4 человека: — Юрий (муж и основной водитель), Оксана (жена и резервный водитель), Дмитрий (21 год, старший сын, зачастую и первый водитель), Сергей (13 лет, младший сын - навигация).
Юрий: Напомню фронтовую песенку «Дорога на Берлин». Её изумительно исполнял незабвенный Леонид УТЁСОВ. Извините за то, что немного перефразирую:
С боем взяли мы Азов, город весь прошли
И последней улицы название прочли,
А название такое, право слово, боевое:
Московская улица по городу идёт, —
Значит, нам туда дорога,
Значит, нам туда дорога,
Московская улица
К Прибалтике ведёт…
Дмитрий: из Азова выехали 26 апреля в 8 вечера, хотя и собирались в 5. То папа был на депутатском собрании, то мама, как всегда, что-то забыла, то Серёжа долго одевался, то переносили в автодом вещи, то забыли стулья... В общем, как всегда – одно и то же.
Юрий: И тем не менее, выехали. Про М-4 ДОН говорено-переговорено. Трасса шикарная за исключением части участка проходящего по Ростовской области и отсутствия мест отдыха.
Дмитрий: Ехали на пересменках. Чувствовал я себя очень хорошо, но папа после 4-х часов езды чуть ли не выпихнул меня спать. Папа, есть папа – я посопротивлялся, но заснул.
Юрий: Примерно в 4 утра вырубились все. Оксана настояла на том, чтобы мы с Димой легли спать, без каких-либо пересменок. Так и сделали. Ночевали километров за 150 под Москвой. Выспались не очень — трасса всё-таки шумом своим сделала ночёвку не очень комфортной.
А теперь вновь песенка УТЁСОВА:
С боем взяли мы Москву,
город весь прошли
И последней улицы название прочли.
А название такое, право слово, боевое:
Питерская улица по городу идёт,—
Значит, нам туда дорога,
значит, нам туда дорога,
Питерская улица к Прибалтике ведёт...
Дмитрий: В 9 утра проснулись, покушали и поехали. Дорога лежала в Питер. Москва, хоть и выходной день был, оказалась в пробках. Даже на МКАД движение 5-10 км в час. Как достали эти пробки!
Поняв, что по Ленинградскому шоссе километров 30-50 будем двигаться со скоростью улитки, свернули на платную дорогу. Заплатили 700 рублей (вот же оборзели!!!) и проскочили этот 40-километровый участок.
Дальше была пустынная трасса. Едем, едем... Едем, едем... И вот мама потребовала просто так достопримечательности не проскакивать, а немедленно свернуть на дорогу к древнему историческому городу Торжок.
Оксана: И правильно сделала. Вам, дорогие мои водители, через каждые три часа нужно выходить из машины и делать двигательную гимнастику, чтобы дать отдохнуть позвоночнику. Вот мы в Торжке и размялись ...и лишили Диму водительских прав...
Дмитрий: Когда подъезжали к храму, встречные маршрутки моргали, что впереди — «засада». Проехали мимо гаишной машины. А через 3 часа, после гуляния по монастырскому подворью и после ужина, когда возвращались через город на трассу, попались, как бабочки в паутину, в расставленную ловушку.
Машина гаишная, оказывается, ловила бедных людей в свои сети. Я за рулём. Впереди развилка трёх дорог. Перед поворотом направо знак — «Неровная дорога». Прямо — «Кирпич». Влево — та дорога, по которой мы сюда въехали. Чтобы не бить машину по неровной дороге (зря же знак не поставят!), повернули налево. Через полминуты нас нагнали гаишники со включенными мигалками и потребовали свернуть на обочину.
Юрий: Жаль, что не я сидел за рулём, я бы им мозг вынес.
Они, мерзавцы, нам доказывали, что мы проехали под знак. Но никакого знака при повороте налево не было! Может быть, они его так хорошо замаскировали молодыми деревьями и кустарником? Во всяком случае, именно из-за этих уродов я никому не рекомендую заезжать в этот город.
Оксана: Почему же так? В Торжке есть что посмотреть. Городок очень колоритный — особенно дома — у нас на юге России таких не встретишь — деревянные двухэтажные, с мансардами. Очень много таких старых, что они чуть ли не падают. И сразу бросается в глаза множество храмов для такого маленького городка. Но мы поехали посмотреть Борисоглебский монастырь -- один из наших древнейших православных монастырей, основанный около 1038 года. Место, конечно очень красивое, но всё в удручающем состоянии и нуждается в ремонте. Стоят леса — видно что-то реставрируется. В советские времена тут размещались тюрьма и лечебно-трудовой профилакторий, затем музей, а ныне — мужской монастырь.
Мы поднялись на колокольню — ошеломляющий вид!
Недалеко работает монастырская столовая — заехали туда перекусить — вкусно и недорого. Так, что Торжок красивый город.
Юрий: И Торжок не виноват в том, что в нём живут два гаишных коррупционера! Неужели, их руководство имеет прожорливый карман или оно слепое, глухое и тупое, что совсем не знает об «успехах» своих подчинённых? Если здесь туристический город, если сюда едут люди, чтобы оставить в городской казне свои деньги, а на страницах интернета и изданий — свои отклики, то... Сколько ездил по Европе, я не видел знаков-ловушек. Да за это, там, поганой метлой из органов выметают и судят подонков.
Кстати, ничем не лучше и славный город Кропоткин, что в Краснодарском крае. До него и после него совсем убитые дороги. Такие же, как в Ростовской области.
Какие дороги, такое и начальство! А в Кропоткине вообще - «козлы отдыхают».
По новым законам власть ругать НИ-З-ЗЯ! Я не ругаю, а говорю, кто и где отдыхает!
Так вот, в Кропоткине есть горка. Поднимаешься по ней, ничего не подозревая, обгоняешь грузовик. Встречная полоса на спуск — одна. А на подъём, как и положено, — две полосы: правая для тех, кто медленно едет-пыхтит в гору, а рядом — кто едет быстро...
Готовьтесь к проблеме. Вы на своей быстрой машинке ещё не поднялись в гору, как вдруг прямо перед вами разметка резко... вторую полосу объединяет с первой...
А на горе стоят здоровые, красномордые гайцы с камерой и ждут, когда легковушка, не успев обогнать грузовик, пересечёт непрерывную разделительную линию...
Вот бы и торжковских, и кропоткинских козликов посадить в загон, чтобы на дорогах опасные ситуации не создавали...
Про отвратительных личностей из засады дорожной полиции Торжка всех предупредили. Едем дальше.
Дорога в Петербург. Солнышко неуклонно плывёт к горизонту. Красноватые лучи освещают прекрасные российские пейзажи. Лепота. Люблю мою Родину. И за красу люблю, и за простоту, и за радушие людей...
Решили оставшуюся часть пути проехать не по узкой и забитой транспортом легендарной трассе Е-95, а по платной магистрали. И правильно сделали. Дорога практически пустая и вполне безопасная. Шли на очень большой скорости, естественно, и солярку двигатель кушал с аппетитом. Почти не встретили заправок. Остановились на автоматической заправке контейнерного типа и заправились. Снова «газульку до полика» и — вперёд, на Питер.
Напомню, что в путешествие мы отправились за полтора дня до Пасхи (ясное дело, православной). Эта ночь была Пасхальной.
Вспомнили как наши друзья-питерцы ездили по здешним монастырям. Решили минуя Питер ехать к Приозёрску, чтобы утречком на «метеоре» или катере отправиться в одно из самых святых мест нашей Родины — остров-монастырь Валаам.
Оксана: И снова очень пригодился Дима. На пересменках, примерно в час ночи, мы приехали к пристани Приозёрска, от которой решили переправиться на Валаам. Но... Ох, какой же нас ждал утром облом.
Рано утром, чтобы успеть в числе первых сесть на «Метеор», муж с сыновьями пошёл к кассам. На улице лютый холод — у нас дома, в Азове, когда уезжали была жара под 25 градусов, а здесь в конце апреля в рощицах и лесопосадках ещё снег лежит. Оттого что влажно, холод чувствуется даже не холодом, а стужей. Я осталась готовить завтрак в автодоме. Кассы оказались закрытыми. Вышедший ночной сторож сказал, что сегодня Пасха и никуда катера и «кометы» сегодня не идут. Маршрут открывается только через несколько дней.
Вот так нас Валаам не принял. Мы ещё не достойны его. Нужно всем подумать, чего нагрешили и как исправлять.
Юрий: Как говорится — первый блин комом. Сделали крюк, километров 100. Не беда. Давайте находить хорошее даже в наших ошибках.
И мы нашли. Утром не ночью — вся окружающая красота видна. Остановились возле святого источника. Залили в автодом несколько вёдер воды. Разулись и сами постояли по колено в холодной купели с ключевой водой источника. Ноги ломит до крика, до боли. Но когда вышел из купели и растёр ноги, так ХОРОШО!
Посмотрели карты. В часе езды — Выборг. Как не посетить этот старинный город. Едем туда. По пути, проезжая через поселок Саперный увидели монастырское подворье — очень красивый храм-сруб. Сегодня Пасха — надо обязательно зайти.
Это оказался храм Коневской иконы Божией Матери, которая считается покровительницей Карельской земли. Знаменит тем, что 22 июля 1996 года в канун Престольного праздника началось мироточение аналойной Коневской иконы Божией Матери, которое сопровождалось исцелением болящих. Вокруг сосновый бор, на территории произрастают причудливые деревца и кустарники. Все постройки из дерева под традиционную прионежскую архитектуру.
Везде цветники, фонтаны, зеленые лужайки. Опрятно и ухожено. Церковная лавка с натуральными продуктами, которые тут же выращивают и производят — козье молоко, творог, сыры, варенья и джемы, соленья, куличи, черная и красная смородина перетёртая с сахаром. Цены сносные. Накупили всего.
Юрий: Ах, какой же невероятно вкусный крыжовник, перетёртый с сахаром! Да и всё остальное, достойно вкушения. Пальчики оближешь! Долго потом добрым словом за завтраками, обедами и ужинами поминали монахов, сделавших такие вкусные продукты.
Оксана: Через час приехали в Выборг. Колоритные дома, булыжные мостовые, крепость - Выборг всегда был скорее западноевропейским, чем русским городом. Быстренько загуглили достопримечательности. Самой главной оказался Выборгский средневековый замок с которого и началась история города. Он уникален: на территории России больше нет столь хорошо сохранившихся примеров западноевропейского фортификационного искусства. Ансамбль, конечно же, неоднократно перестраивался. Сильный пожар, уничтожил большую часть комплекса в XIX веке. В конце XIX века, последовала реставрация. Выборгский замок мало пострадал во время Второй мировой войны. В 1970 году в нем открылся музей. Почти все внутренние помещения заняты экспозицией.
Центр Выборгского замка - башня Святого Олафа, норвежского святого, крестителя Скандинавии. На башне находится смотровая площадка, с которой открывается невероятный вид на залив и весь город.
На улице было достаточно холодно и ветрено. Если для выборжцев это обычная весенняя погода, то для нас, южан — колотун. Поэтому долго ходить по территории замка в тоненьких курточках, -- ещё то испытание — быстро в автодом согреваться.
Следующая остановка -- Рыночная площадь. Главное украшение Рыночной площади - это Круглая башня, построенная в XVI веке. Она осталась от укреплений старого Выборга. Рынок и сейчас выполняет свои функции, чем мы не преминули воспользоваться. На рынке очень много товаров из Финляндии, что говорит о близости границы.
Юрий: И ещё немного информации. Чтобы знали что есть чьё.
Смутное время (более 400 лет назад) было закончено с большими территориальными потерями для России. Западная и значительная часть восточной Карелии были захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом отсюда ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «...все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть...».
Для примера – что делали с той землёй. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году. В полностью разграбленном городе осталось только несколько сотен жителей!!! Такое разорение новгородской земли повлияло на то, что шведы беспрепятственно смогли на целое столетие взять себе побережье Финского залива, так называемую Ингерманландию, которую смог отвоевать назад только Пётр I.
Юрий: Не узнал я Выборг. Последний раз в нём был в 1987 году. Единственное воспоминание, того времени, как мне под зад больно дала пружинная дверь универсама. Больше ничем и не запомнился мне тогда город, а вот в этот раз, действительно — хорош. Отреставрированные старинные дома и замки, гранитные мостовые... Действительно красиво. Ну, что, теперь едем в Питер. Там мы высаживаем Диму, он завтра на самолете улетает обратно домой - и едем по Прибалтике уже без него.
Питер я просто обожаю. И город очень человеческий и люди прекрасные, простые и воспитанные. Бывал здесь всего несколько раз, но без стеснения говорю, что в Питере живёт кусочек моей души.
Прости полюбившийся город, сегодня мы на твоих улицах не погуляем. Наш маршрут лежит через Кронштадт в Иван-город, и в Нарву.
Глубокой ночью прошли границу. Никто особо не проверял. Быстро поставили штампики на нашей стороне. Ещё быстрее проштамповали паспорта на эстонской. Кстати, эстонские пограничники прекрасно и без акцента говорили на русском языке, были очень вежливыми, уважительными и доброжелательными. Приятно.
Выехав с таможни сделали несколько кругов в поиске парковки возле Нарвской крепости, но так и не поняли, как к ней подъехать, решили заночевать в каком-то дворе среди пятиэтажек. Выспались хорошо, никто не побеспокоил.
Нарва — третий по численности населения город Эстонии. Это один из немногих городов, где практически 90% населения говорит на русском. Когда утром ехали по Нарве, заметили, что окружающее ничем не отличалось от того, что мы каждый день видим дома. И одеваются люди также, как мы, и говорят по-русски. Им очень приятно с нами разговаривать, когда узнают, что мы из России.
Мы увидели замок, проехав вокруг него пару раз. Так и не разобравшись, где парковка, остановились в паре кварталов. Проходя через Замковый парк к воротам крепости увидели обелиск павшим советским воинам. Но, надпись на табличке нас возмутила. Цитирую дословно: ”Обелиск, установленный в 1951 году по проекту архитектора Алара Котли, посвящен павшим во Второй мировой войне солдатам Советской армии. Высеченный на памятнике текст проникнут советской идеологией, согласно которой Советская армия освободила Эстонию в 1944 году. В действительности же советская оккупация пришла на смену немецкой. Эстонская Республика восстановила свою независимость 21 августа 1991 года, последние русские войска покинули Эстонию 31 августа 1994 года”.
Повозмущавшись между собой, мы вошли на территорию замка. Было еще достаточно рано, кассы не работали, и мы решили просто погулять по территории.
Оксана: Нарвский замок, известный также как Нарвская крепость и замок Германа, является главным символом этого приграничного города. Он возвышается над рекой Наровой и составляет уникальный архитектурный ансамбль вместе с Ивангородской крепостью, которая расположена на другом берегу реки и принадлежит России. Фактически это одно целое – Ивангород и Нарва.
Это целое разделено рекой, как и Россия с Эстонией. Точная дата основания городища до сих пор не установлена. Первое письменное упоминание относится к 1329 году. За минувшие столетия Нарвская крепость успела побывать в руках датчан, немцев, шведов, пока, наконец, по окончании Северной войны не вошла в состав Российской Империи. После её падения замок перешёл в собственность Эстонской Республики, которой принадлежит и по сей день.
Площадь территории нарвского замка равняется 3,2 гектарам. Самой высокой точкой крепости считается башня Длинный Герман (51 метр), на вершине которой оборудована смотровая площадка, дающая возможность полюбоваться окрестностями. Но, как было уже сказано -- раннее утро, кассы не работали и вход в башню закрыт. Однако, можно и не подниматься туда -- виды и так просто шикарные!
Вдоволь нафоткавшись, мы поехали к следующему объекту нашего любопытства — в Александровскую церковь. Строительство храма началось в июне 1879 года. Своё имя он получил в 1883 году в память о русском императоре Александре II, погибшем от рук террористов 1 марта 1881 года.
Сегодня храм был закрыт, и мы поехали в Собор Воскресения Христова -- главный православный храм эстонского города (построен в 1890-1896 годах). Первый камень в фундамент храма самолично заложил русский император Александр III.
Дворик был украшен пасхальными яйцами и шариками. Мы подошли ко входу и увидели группу детсадовских ребятишек, одетых в светоотражающие жилетики, в сопровождении воспитателей. Деток встречал батюшка.
То есть дети из детского сада пришли на экскурсию в церковь!
Отец Даниил (как мы потом узнали) постоянно проводит экскурсии по церкви, и доступно деткам рассказывает о Боге. А так как вчера была Пасха, то сегодня беседа была посвящена именно Воскресению Христову. Мы пристроились к группе деток и тоже внимательно слушали.
Сергей тоже внимательно слушал. Потом все вышли во двор и детишки начали играть — катать пасхальные яйца. Мы уже сидели в машине, торопили Сергея, но он никак не хотел уходить – так было интересно.
Оксана: Нам нужно было торопиться. За сегодняшний день в планах посещение города Раквере, водопад Ягала и конечно же Таллин. От Нарвы до Таллина — 200 км. Остальное всё по пути.
Ра́квере находится на полпути между Таллином и Нарвой в 20 км к югу от берега Финского залива. Раквере представляет собой типичную эстонскую провинцию со старинным замком, кварталами с сохранившимися постройками из камня и дерева. В Раквере находится одноименный замок (вернее его руины). Построен он был в тринадцатом столетии датскими архитекторами. В период влияния Ливонского ордена, в окружении замка начал разрастаться город. Сам замок за всю свою историю неоднократно реставрировался и перестраивался. В начале семнадцатого столетия крепостное сооружение было сильно повреждено.Современное восстановление старинного здания приходится на двадцатый век. Полностью мероприятия по восстановлению не окончены до сих пор.
Узнать Раквере можно по ее главному символу – скульптуре тура. Установлена она была во втором году двадцать первого столетия. С момента открытия, постамент признали символьным знаком Раквере. Скульптура представляет собой громадного быка, изготовленного из бронзы. Высота – порядка четырех метров при длине в семь метров. Монумент, на котором был установлен громадный зверь, был изготовлен из специально завезенного гранита. Его свойства позволяют не только выдерживать семитонный вес, но и не подвергаться разрушению из-за природных явлений.Мы забрались на вал, на котором расположился замок. Но к огромному сожалению замок закрыт на реставрацию. Зато с высоты холма, вид потрясающий! Статуя быка расположена здесь же. Сделав множество фоток, мы спустились вниз.
Следующей достопримечательностью была улица Пикк (пикк -- в переводе с эстонского «длинный») -- это историческая улица Раквере. Тут и лавки с рукодельными сувенирами, и музейчики (тоже почти лавки), кафешки, художественная галерея, Троицая церковь.
Юрий: Начали искать как проехать к ней. Возле одного частного дома увидели мужчину. Остановились спросить. Не могли уехать минут двадцать. Эстонец так соскучился по общению, что рассказал и о городе, и о своей семье, и о том, что хорошо бы снова жить русским и эстонцам одной страной. Мы тоже расчувствовались и чуть не плача попрощались. Спасибо тебе, добрый человек.
Оксана: Во время поездки по Прибалтике, я, давно слышавшая о том, что нас – русских здесь не любят, так и не увидела этой нелюбви. Был один случай, когда женщина в магазине не могла понять, что мы хотим купить. Возможно, она думала, что мы – эстонские русские, не желаем сказать даже здравствуйте, на языке её страны, но когда поняла, что перед ней россияне, неожиданно вспомнила русский, всё поняла и даже посоветовала купить специальный сорт эстонского ликёра «Старый Таллинн». Второй случай «непонимания» был на рижском взморье – мы попросили в автодом несколько вёдер воды, но нас не поняли две шведки – владелицы пансионата.
Юрий: Следующее в маршруте -- посещение водопада Ягала.
Едем по трассе, смотрим в навигатор. Ехать далеко. Попросил Оксану пересесть за руль. Около часа поспал. Проснулся из-за того, что машина остановилась. Выглянул в окошко и увидел шикарный охотничий ресторанчик. Оксана рассказала, что хочет разобраться с картами и боится, что мы уже проскочили поворот на водопад. Вышли и спросили у посетителей – семьи с тремя детьми как проехать к водопаду. Пока беседовали, вышел официант, он же владелец ресторанчика.
Оксана: По телеку юмористы и так и эдак посмеиваются над медленными эстонцами. Судя по тому, как жестикулировали эстонцы и быстро разговаривали, я поняла, что их медлительность и тугодумство не более, чем шутки.
Юрий: Посмотрев на кушающую семью и у нас тоже разыгрался аппетит. Оксана быстро поджарила картошки, купленной в Выборге, залила её – ароматную и шипящую, смесью эстонских молока и яиц. На стол положили солёных огурчиков с монастырского подворья…
Оксана: Юра выбрал роскошное место для остановки. В окошко видно как течёт прозрачный ручеек, зеленеют деревья, распустились цветочки. Так что -- мы кушали пищу и вкушали красоту окружающей природы.
Юрий: Мы послушали советы и поехали туда, куда они порекомендовали. В результате, некоторое время ехали по дорогам деревенской эстонской глубинки.
В Прибалтике привычны маленькие хутора. Вот мы и ехали между хуторами на 2-3-5 домов. Несмотря на малозаселённость мест, сельские дороги вроде бы, обычные, не широкие, но очень ровные. Я бы сказал одним словом – шикарные.
Много ферм. Возле одной из них мы остановились. Пока подходил к воротам, услышал знакомые слова. Ба, да это русский матерок. Подхожу ближе и вижу светловолосого, видимо, хозяйского сына, беседующего с работниками, набиравшими корма лошадям. Работники оказались русскими. Парень тоже говорил почти без акцента. Они на добротном русском и рассказали нам два варианта проезда к водопаду.
Через пять-шесть километров мы стали свидетелями очень необычной, впечатлительной и живописной картины. На множество полей спускались отдохнуть перелётные гуси. Вы только представьте себе над головой огромную стаю гусей. Большие ширококрылые птицы закрыли свет. Затем они плавно пикируют на поле и пробегают приземляясь несколько метров. Гуси гогочут на своём гусином языке, говор их слышен далеко.
Птицы опасаются нас, старающихся на маленькой скорости подъехать к стае. Если оказываемся ближе 100 метров, они поднимаются в небо и покружив, опускаются на соседние поля.
Очень понравилось – люблю всё, что придумала Природа…
Пока устраивали фотохоту за гусями, снова сбились с маршрута. Где же этот водопад находится? Несколько раз проезжали одни и те же сёла. Странно, если это такая известная здесь достопримечательность, то, хотя бы, указатели на английском написали — не говоря уже о русском.
И вот проплутав полчаса по эстонской глубинке, мы, наконец-то, нашли искомое. Парковка бесплатная, людей почти нет - 2-3 машины. Установлен информационный щит, рассказывающий о геологических породах, способствовавших образованию этого природного чуда. Надписи на плакате выполнены к сожалению только на эстонском языке. Чистота идеальная.