.
Друзья, огромное спасибо за отзывы и интерес!
Небольшое размышление о наших подкожных страхах.
Зимний караванинг. Тонкая толщина (вернее, толстая тоньшина), лед на стекле и розы со свечкой.
Некоторые караванеры просто опасаются путешествовать зимой, опасаясь столкнуться с тем, с чем ещё никогда не сталкивались - а вот как мой домик поведет себя на морозе, а не останусь ли я посреди стужи и безмолвия ледяной пустыни одинокий и безпомощный и т.д. заиндевелый, (тем более, что почти все "зимники" пишут про опустевший именно ночью баллон газа, про конденсат, про всякие другие про- про- про-) - справедливо полагая, что собранный в теплой европе домик на колёсах с тоненькими трёхсантиметровыми стеночками из пенопласта и смешными "двойными" окнами совсем не способен обогреть и всё такое и обречен как мамонты.
Но давайте успокоимся и подробно подумаем. Вот вспомните, как в 70-х, 80-х, и немного позже, когда не было и не могло быть специальных цветочных ларьков-киосков, особенно на севере, - завернутый в солдатский овчинный тулуп азербайджанец притопывал валенками возле эдакого "аквариума" из плексигласа - огрстекла, внутри которого стояли в ведре шикарные живые розы и гвоздики и горела обычная хозяйственная свечка. Тепла свечи вполне хватало для обогрева этого прозрачного ящика, несмотря на окружающий его мороз.
Дальше. В детстве в снежных пещерах тоже хватало просто пары свечек для реального плюса, сидели там уже просто в свитерах. Дома, - в типовых двухэтажках с обычными рамами с двумя стеклами (однокамерный стеклопакет, ага)) ) эти стекла постоянно были с толстым слоем льда, но дома ходили в тапках, а не валенках, и максимум - в свитере.
Вывод уже вот он и он простой. Неважно, какой толщины твои стены (даже в простой тканевой палатке с печуркой можно смело жить в трусах или даже париться в бане) - важно, какое внутри этих стен поддерживается тепло!!!. Понятно, что чем стены толще, тем поменьше и тепла понадобится.
В наших нижнеевропейских домиках стенки 3 см и воздушное принудительное отопление, мы принуждаем горячий воздух по всяким гофрам-трубам постоянно и непрерывно проникать во все уголки домика и пока он дует - в домике гарантированно будет тепло. В любой мороз. Вот если воздух горячий дуться перестанет - домик остынет - и чем холоднее за бортом, тем быстрее остынет, - не сразу, конечно. Вот и всё!!!
Пришлось мне как-то этот живой урок вынести на себе. Это был наш первый зимний вызд с выносящей мозг и работающей через раз вот этой самой штатной печкой-воздуходуйкой по названию Трума с целью уже там, в конечном пункте установить Планар (самарский фен, полная копия Эбершпехера) и жить спокойно. И вот картина - Планар не установлен, Трума сдохла начисто. На улице -19 (минус девятнадцать!). И теперь внимание - домику хватило тепла от включенного на максимум кабинного отопителя - обычной печки мотора в кабине!!! Правда были открыты двери в душ-туалет и шкаф, чтоб туда минус не добрался. И мне еще приходилось ночью вставать выключать мотор на время - было жарко, товарищи!!!
Кстати, это эпическое приключение ещё 2014 года описано и в доступе )))
http://www.caravanliga.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=2881 - очень рекомендую почитать )))
Поэтому смело-смело можно ехать в любой мороз на любом тонкостенном домике в звенящую снежную даль, но непременно озаботиться вот этой постоянной безперебойной подачей тепла.
Я уж не буду говорить о счастливых обладателях толстостенных домиков-скандинаваов с жидкостной системой отопления Алде, - это товар штучный и обладатели этих домиков и так по зиме активно катаются.
На воздушной печке Трума при самой жесткой зимней эксплуатации (она еще и воду греет для душа) одного баллона газа 27 литров гарантированно хватит на два дня. Баллонов у нас 2 - значит стопроцентно 4 дня спокойного тепла. Даже если газ в одном из баллонов закончится ночью - дело одной минуты переключить магистраль на другой баллон и перезапустить Труму. Правда, для этого прийдется выйти на улицу - доступ к баллонам у всех всегда снаружи.
Ещё проблема - наш великий газ при ниже 0 -5 начинает замерзать. И печка просто гарантированно остановится просто оттого, что газ вязко не идет в редуктор.
Поэтому если вы захотите ехать зимой гарантированно спокойно и безмятежно тепло - вся газовая система - баллон, редуктор, медные трубочки магистрали - все это должно быть строго в тепле!!!
В баллонный отсек обычно выводится отдельный рукав от той же печки (колхозится это за минуты), кто-то использует для сугрева баллонов и редуктора (обычно редуктор тут же в баллонном отсеке) электрогрелки разных типов, термоодеяла и т.п. (но это в автономке невозможно - элетричество зимой - самое страшное!), газовая магистраль, что ведет газ от баллона к печке, плите и холодильнику из-под днища домика переносится внутрь (тоже несложный колхоз) - и всё.
Очень успокаивает переживательную совесть установка еще одного отопителя - в моём случае Планара. До лёгких минусов его одного на все хватает, только надо открывать большие дверцы.
Зимой, особенно в автономке (автономка - это когда ты стоишь вообще без внешних источников энергии, воды и всяких там удобств), - остро не хватает электричества. Газовая печка и холодильник на газе потребляют ещё и элетричество, а источник его всего один - отдельный аккумулятор домика. Если вы конечно не подключили домик к внешнему 220 - тогда проблема решена в принципе. А кроме этого есть еще и телевизор, и инвертор и гаджеты и все такое. А даже установленные солнечные панели не всегда зимой восполнят заряд салонного акумулятора.
Поэтому вот лично меня уже давно не волнует, - будет ли мне зимой в поездке тепло - будет, конечно. А волнует - хватит ли мне электричества!
Но и это меня не особо волнует - потому что даже если нет с собой бензогенератора или стоишь там, где его никак не включить, - всегда вместо бензогенератора можно завести мотор, погонять полчасика-часик и пополнить запас электроэнергии, и уж точно всю ночь печка не отключится. Вот в этой Воронежской поездке так и получилось - два раза пришлось включать мотор для подзарядки старенького уже и дохленького аккумулятора.
Лобовое стекло. Да. Оно не утеплено и не двойное. На нем бывают (у меня нет) шторки штатные, они дают небольшой эффект двойственности. Но я ещё отсекаю стекло и "торпеду" вместе с педалями зимней занавеской - синтепоновая занавеска от пола до потолка (как сказал мне однажды Андрей ака Goofy - кабину надо отсечь солдатским одеялом - и будет тепло) ))) . И на стоянке надо, конечно, закрыть переключатель притока воздуха на "внутри салона".
А ещё смешные наши двойные окна я утепляю пенофолом.
И еще наши решетки холодильника надо процентов на 80 закрыть-заклеить. В этой поездке я заклеил их снаружи полностью (чтоб на ходу не задувало на кровать) бумажным скотчем и на стоянке забыл оторвать по полоске - так холодильник начал греть и растопил в морозилке и пельмени и то масло внутри, что обещала реклама на пачке ))) когда скотч я оторвал и холодильник заморозил все снова, - прикольные брикеты получились. Я их дома потом покрошил топориком и с горчичкой и соевым соусом пожарил - чихуашки (собачки) наши от запахов одурели мечтая, а я им не дал, сам слопал, оооочень вкусно было )))
Как все это все технически в автодоме устроено на практике - я непременно отфотаю и выложу, сейчас текст мой уже безудержно уплывает вдаль - на ваши мониторы! )))
И, конечно, будет ещё и про Воронеж!!!
.